Володарск 70-х

Ирина Алексеевна Соловьева:

О детстве, юности, прошедших в Володарске, у меня остались самые светлые воспоминания. У нас была тогда интересная, насыщенная жизнь. Нам было, чем заняться, к чему приложить свои силы и где провести досуг.

В подростковом возрасте мы много времени проводили в Доме пионеров и детской библиотеке. В Доме пионеров работала тогда масса кружков, правда, в основном они были для мальчишек, но и мы, девочки, находили, чем заняться. Например, телевизор смотрели, кто умел – играли на пианино, оно там имелось…

Без преувеличения могу сказать, что в семидесятые годы у нас был очень читающий народ, причем, любовь к чтению прививали с детства. Меня старшие сестры в детскую библиотеку совсем еще маленькой с собой таскали, а подросла – мы с подружками туда постоянно забегали. Детская библиотека располагалась тогда на улице Первомайской в одном здании со взрослой библиотекой, с левой его стороны (сейчас это здание снесено), крылечко ее утопало в зелени. Мы ходили туда не только за книгами или посидеть полистать журналы, но и помогать: заполнять каталоги, подклеивать книжки…

Зимой любили мы кататься на лыжах, санках. У всех для этого были свои любимые горки – в зависимости от места жительства. Мы с девчонками ходили кататься на лыжах с горки под пекарней, а на санках – под мельничной баней.

Очень насыщенной в то время была у нас непосредственно школьная жизнь. Постоянно какие-то мероприятия, сборы, вечера, соревнования между классами. А если учесть, что средняя школа в Володарске до 1975 года была одна, и старших классов там насчитывалось по четыре-пять в параллели, то можете представить, как интересно тогда в школе было.

Помню, без какого-либо принуждения, а с настоящим энтузиазмом собирали мы макулатуру, металлолом. У нас был стимул: школа тогда копила деньги на строительство обелиска Славы в честь её учителей и учеников, погибших в Великую Отечественную войну. Вырученные от сдачи макулатуры и металлолома деньги предназначались именно для этого, и мы старались, чтобы заработать побольше. Помню, обелиск Славы во дворе нашей 41-й школы открылся в 1975 году, когда мы уже в десятом классе учились. Без преувеличения скажу, что это был общегородской праздник, а обелиск, построенный на деньги учителей и учеников поколения семидесятых, стал настоящей визитной карточкой нашей школы и является ею до сих пор. И если у кого-то на него поднимется рука – это будет настоящим святотатством и кощунством.

Я, кстати, до сих пор не могу прийти в себя после сноса обелиска и скверика Славы в центре нашего города. Да, обелиск этот был незамысловатым, в народе его называли «печка», но столько торжественно трогательных минут с ним связано у моего и более старших поколений нашего города. А как мы любили посидеть в скверике, разбитом вокруг этого обелиска и утопавшем в сирени!..

Но самым любимым местом наших встреч и прогулок в старших классах, пожалуй, был городской парк на Первомайской. Причем, мы ходили туда не столько на танцы – нас тогда держали в строгости, и родители школьников на танцы не особо пускали – мы туда ходили просто для общения. В парке тогда было очень зелено, были разбиты клумбы, имелись аллейки с лавочками. Днем там в основном гуляли мамочки с детками, а по вечерам собирались мы, старшеклассники.

Помню, наша учительница литературы Альбина Николаевна Егорова проводила там для нас чуть ли не литературные вечера. Мы вроде приходили к ней сдавать программные стихи – нам это больше нравилось, чем непосредственно на уроках. Но этим дело не ограничивалось. Мы читали Альбине Николаевне и просто свои любимые стихи, а она нам свои и рассказывала об истории их создания, поэтах. Так интересно было, иногда засиживались до сумерек. До сих пор у меня перед глазами те наши «поэтические вечера», и до сих пор слышу голос Альбины Николаевны, её интонации…

Когда мы стали старше, окончили школу и получили возможность беспрепятственно ходить на танцы, в парке площадку уже сломали, и танцевать в основном мы ходили уже в клубы Ленина и Карла Маркса.

В семидесятые годы эти клубы у володарцев еще котировались. Там была очень хорошо поставлена самодеятельность. Например, в клуб Ленина я одно время ходила заниматься в драмкружке. А в клубе Карла Маркса, помню, был духовой оркестр, который играл на всех торжественных общегородских мероприятиях: демонстрациях, митингах… Под него же в те годы провожали в последний путь умерших володарцев…

Очень в семидесятые годы люди любили ходить в кино. На сеансы в клуб Карла Маркса порой собиралось столько народа, что мест в зале не хватало, и приставляли стулья.

Дружный тогда народ был, сплоченный. Мы, например, с одноклассниками до сих пор отношения поддерживаем и постоянно устраиваем общие встречи: нам есть, что вспомнить, о чем поговорить!

Володарск 80-х

Рассказать о Володарске этих лет возьму смелость на себя. Наверно, наше поколение по отношению к родному городу было настроено уже не столь патриотично, нежели поколения предыдущие. Объяснять это можно несколькими факторами, но не о них сегодня речь.

Начну все-таки с семидесятых, так как мои детство и отрочество выпали именно на них. Помню, одно время под Красным (железнодорожным ) мостом у речки Сеймы проходили слеты байдарочников. Спортсмены разбивали палаточный лагерь, готовили пищу на кострах, пели под гитару. А соревнования на байдарках проводили и на скорость, и на маневрирование: наша речка была тогда еще достаточно бурной, с порогами, и не так-то просто было по ней сплавиться, не перевернувшись. Людей смотреть эти соревнования приходило очень много. Меня водила на них мама. Кстати, именно там я первый раз увидела многих володарцев, чьи имена в те годы были на слуху: мама мне их показывала и рассказывала о них, с некоторыми знакомила.

Если в пятидесятые-шестидесятые годы наши земляки увлекались в основном футболом – одни играли, другие болели, в семидесятые – восьмидесятые в моду вошел хоккей. Около нашей 41-й школы уже была выстроена хоккейная коробка, и там постоянно проходили матчи. Особенно по выходным. Днем играли школьники – в том числе наши одноклассники с ровесниками из других школ, а по вечерам встречались взрослые команды. Среди игроков основной команды помню Александра Федорова, Кярима Бахтиярова, Юрия Боровкова, Николая Червякова… Мы с девчонками ходили на эти матчи болеть. Ходили мы на этот каток и просто покататься на коньках, иногда до такой степени «накатывались», что домой на коньках добраться уже не могли: разувались и бежали по снегу в одних носочках, хотя жили от катка не близко. Эх, доставалось мне за это дома!

Очень любили мы зимой кататься с горок – на обыкновенных фанерках. Наиболее популярными у нас были горки под мельничной баней и на затоне. Затонские горки были круче, мальчишки их специально заливали и сооружали на них трамплины. Особым шиком считалось проехать по такой горке стоя. На это решались только самые отважные ребята, девчонки даже не пробовали.

Клубы и Карла Маркса, и особенно Ленина в наше время уже не были такими очагами культуры, как в предыдущие десятилетия. Да, в Карла Маркса оставались еще какие-то кружки, но мало. В основном люди ходили туда в кино – это было настоящим паломничеством, за билетами выстраивались огромные очереди. Для молодежи там проходили танцы, дискотеки. Был там ВИА, в котором в те годы играли в основном старшеклассники из 41-й школы. И как одни ребята заканчивали школу, скоро им на смену приходил другой состав. Что касается парка… К началу восьмидесятых танцплощадку там давно уже разломали, и парк сам пришел в запустение. Это же можно сказать и о клубе Ленина.

Очень активно работал в те годы Дом пионеров – там была масса различных кружков. Особенно они котировались у мальчишек: и авиамодельный, и судомодельный, и радио… Девочки тоже посещали некоторые кружки. Я, например, училась там выжигать, но недолго, а вот в фотокружке задержалась на несколько лет, так как очень нравилось.

Как я уже сказала, к началу восьмидесятых от городского парка практически ничего уже не осталось, даже знаменитые железные ворота со звездами давно были сорваны, и мы в 1983 году утащили их на металлолом. А вот волейбольная площадка там еще оставалась, и взрослые парни из центральной части города играли вечерами в волейбол. Помню среди них Серегу Сизова, Витю Борисова, Игоря Жарченкова, Володю Мироночева, Игоря Малышева (его в основном называли Гаврош ). Днем их мячом играли в парке в волейбол мы с одноклассницами, иногда к нам присоединялись ребята чуть постарше нас. А потом взрослые парни взяли нас играть с собой и по вечерам. И волейбольные баталии у нас порой шли до тех пор пока мячик был виден… Но это продолжалось года два-три, так как скоро на месте парка началось возведение жилых домов.

… В середине восьмидесятых Володарск снова стал районным центром. В здании бывшего городского детсада разместился райком партии, а райком комсомола занял квартирку как раз в одном из домов, выросших уже на месте парка. Жилой красный дом на центральной площади города стал резиденцией районной советской власти, а людей из него переселили в дома на птичник.

А вообще в те годы центром культурно-общественной жизни нашего города начал становиться микрорайон птицефабрики – там уже была сосредоточена основная масса населения города. На дискотеки молодежь тоже предпочитала ходить в ДК «Юбилейный», сюда же приезжали артисты. А центр Володарска начал потихоньку ветшать…

А потом начались девяностые. И с ними – история другой страны и… другого города.

Источник: https://moyaokruga.ru/gazetaznamia/Articles.aspx?articleId=466047