Вряд ли в истории Советского Союза найдется значимая веха или период, где бы комсомол не сыграл большую роль.

Освоение Целины… В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн гектаров целинных и залежных земель. Этот пленум и положил начало яркому патриотическому движению «Даёшь целину!».

В целинном движении участвовало несколько миллионов человек, были привлечены огромные материальные ресурсы. На целину посылалась новая техника, направлялись специалисты и ударники труда, ехала лучшая молодёжь. В 1954-1956 годах по путёвкам комсомола на освоение целинных земель выехало свыше 350 тысяч молодых людей.

До сих пор по телевизору показывают очень популярный в советское время фильм «Иван Бровкин на целине». Вряд ли строительство благоустроенных поселков, как показано в картине, шло в ногу с разработкой целинных земель, скорее, целинникам в ожидании «цивилизации» довольно долго приходилось жить в полевых условиях. Но вот что действительно правда – так это энтузиазм советских людей, любовь к Родине, которую сохранили в страшной войне, их непоколебимая вера в светлое будущее. И все это давало сил на преодоление любых трудностей.

Побыть некоторое время целинницей довелось жительнице поселка Решетиха, ветерану педагогического труда с 50-летним стажем Лидии Алексеевне Скляниной.

– Побывать на целине мне довелось в 1956 году, когда я стала студенткой института иностранных языков. Жизнь комсомольцев в те времена была очень активной и интересной: работали, ездили на различные слёты и мероприятия. Так вот, я и ещё несколько человек из нашего вуза изъявили желание поехать на целину. Мы пришли в райком комсомола, и нам выдали комсомольские путевки.

Студентов туда брали в основном на уборку урожая. В 1956 году в Казахстане был собран небывалый урожай зерновых, поэтому помощь добровольцев была особенно востребованной.

Поля были расположены далеко от населенных пунктов. И мы, прибывшие на уборку комсомольцы, жили в степи в солдатских палатках. Из нашего института нас было 20 человек. Условия были весьма суровыми. Нам привозили необходимое обеспечение, а вот вода была в очень ограниченных количествах – только для питья и приготовления пищи.

Начали с того, что оборудовали ток – место для приема собранного с полей зерна: сначала расчистили место от травы и корней. Работали вручную – лопатами и граблями. Это было очень тяжело. Всю территорию мы должны были очистить до земли. И так мы работали до начала уборки зерновых.

Потом на ток начали привозить зерно, а нам надлежало его «лопатить», чтобы зерно не грелось и не прело в таких огромных количествах. Вот таким образом мы проветривали зерно, переворачивая его лопатами. Позже нам привезли веялку, и после того, как зерно пропускали через неё, его нужно было снова грузить в грузовики, на которых его отвозили в зернохранилища. Работали мы каждый день с пяти часов утра и до поздней ночи. Машины приезжали очень часто – и днем, и ночью. Еще через некоторое время у нас появился погрузчик. Мы наполняли зерном ячейку погрузчика, и агрегат наполнял кузов грузовика. Техника, конечно, помогала, но работы было столько, что мы в прямом смысле валились с ног от усталости. Машины задерживать было нельзя, поэтому мы работали до ночи каждый день. Но при этом никто не унывал – все работали и держались в позитивном настрое.

Потом на помощь прислали солдат, чтобы погрузка зерна в машины шла быстрее. Они хоть и недолго с нами работали, но всё же оказали ощутимую помощь.

Однажды солдатам привезли полевую баню, и после того, как они помылись, их командир сказал, что и мы, девушки, тоже можем воспользоваться баней. В баню мы заходили по пять человек, и на всю помывку нам давалось 15 минут. При этом командир особо подчеркнул, что «воды на каждого размерено»…

Так мы работали до октября. И, конечно же, никакими героями себя не чувствовали. Когда мы ехали туда – нас везли в товарных вагонах. А обратно – ехали уже в плацкартном вагоне, где каждому было предоставлено спальное место. Мы все были в такой старой и грязной одежде, что было даже жалко ложиться на белое постельное бельё. Одежда на нас была настолько пыльная и изношенная, что сейчас такое жутко представить. Но нас, таких измученных и грязных на каждом полустанке встречали как героев и забрасывали букетами, прикрепляли цветы к вагонам – поезд ими был буквально усыпан! Повсюду нам кричали «ура» и говорили спасибо. На нас смотрели как на героев, но мы тогда не осознавали этого. Когда мы приехали в Горький, на Московском вокзале нас встречали с цветами и оркестром – это был настоящий праздник. Нам снова кричали «ура», а мы были такие запыленные и усталые. И даже бабушка, когда я переступила порог дома, увидев меня, всплеснула руками и сказала, что мне с собой нужно было дать три фуфайки, а не одну…

Теперь, спустя много лет, я вспоминаю те годы с большим теплом – мы были молодые, заводные, казалось, что любые трудности нам по плечу. Да так оно и было. И комсомол был ведущей силой, сплачивал молодежь, воспитывал. Хорошее все же было время! Думаю, мои сверстники в этом утверждении меня поддержат.

Источник: https://moyaokruga.ru/gazetaznamia/Articles.aspx?preview=true&articleId=603768