Сегодня мы, нынешнее поколение володарцев, не представляем свою жизнь без дороги, соединяющей наш город с Московским шоссе. А ведь появилась она не так уж давно: в пятидесятых годах прошлого века.

И первыми к ее появлению руку приложили четыре наших земляка-товарища, патриота родного края: Александр Александрович Пантелеев, Александр Павлович Шишкин, Иван Тимофеевич Тимофеев и Михаил Андреевич Горев. Давайте вместе окунемся в реалии тех лет и восстановим хронологию тех событий. В этом нам поможет дочь А. А. Пантелеева, старожил Володарска Нина Александровна Ромкина, у которой сохранились в памяти и некоторые детские воспоминания о том времени, а главное – отцовские архивы…

Есть район – нужна и дорога

… Начнем с 1943 года. Именно тогда, в разгар Великой Отечественной войны был образован наш, Володарский, район. Как писал позже в своих воспоминаниях учитель истории, краевед К.В. Солдатов, создали его, «чтобы лучше, полнее использовать продовольственные возможности колхозников и крестьян деревень…».

Первоначально район был небольшим, но уже к августу 1944 года в нем имелось 47 мелких предприятий, 16 колхозов и совхозов, Решетихинская крутильно-сетевязальная фабрика, 2 оборонных завода. И все это хозяйство легло на плечи Александра Александровича Пантелеева, на долю которого выпала миссия быть первым председателем райисполкома Володарского района.

Одной из задач, поставленных перед руководителем советов партийным руководством, была активизация деятельности колхозов, снабжение продовольствием фронта и тыла. То есть председателю райисполкома постоянно приходилось «мотаться» по колхозам, а добраться до многих из них, например, которые располагались в районе Московского шоссе, было не так-то легко – дорога туда отсутствовала. По этой же причине возникали немалые трудности с посещением руководителями нашего района областного центра – города Горького.

В общем, уже в то время А. А. Пантелеев понял и осознал, насколько необходима дорога для нормальной жизнедеятельности Володарского района, соединяющая его районный центр – рабочий поселок Володары – с Московским шоссе. Но осознания было мало, для этого надо было что-то предпринимать…

Ходоки к Булганину

… В годы войны о том, чтобы заниматься «пробиванием» строительства дороги, разумеется, не могло быть и речи. Но война закончилась, началась мирная жизнь, восстановление народного хозяйства… Александр Александрович Пантелеев в то время был уже председателем Володарского РАЙПО, но мысль о строительстве дороги не покидала его. Нашлись у него в этом вопросе и друзья-единомышленники, с которыми еще мальчишкой работал на Бугровских мельницах: Александр Шишкин, Иван Тимофеев, Михаил Горев – люди все энергичные, неравнодушные, смелые и даже немножечко авантюрные, в ином случае разве решились бы они на то, с чего, собственно, и началась история появления дороги, связующей наш город с Московским шоссе, а, следовательно, и со всем миром.

Так что же такого неординарного они предприняли?! А взяли и поехали в Москву, прямо к министру Вооруженных Сил Николаю Александровичу Булганину просить деньги на строительство дороги. Выбор наших земляков на Булганина пал не случайно, ведь они были с ним знакомы и даже дружили мальчишками, когда он жил здесь и тоже подрабатывал на мельзаводе.

«Да, он стал птицей высокого полета, но вдруг не забронзовел и поможет по старой дружбе?» – подумали четыре товарища и поехали… к пятому.

Случилось это в 1947 году. Моя собеседница, Нина Александровна Ромкина, была тогда еще совсем ребенком, но помнит, как отец с товарищами вернулись после своего визита к Булганину, что рассказывали – событие-то неординарное.

Итак, по словам Нины Александровны, основанным на рассказах ее отца, принял тогда Булганин ходоков из Володар радушно, но сказал, что со строительством дороги повременить придется, нет сейчас на это денег: страну из руин поднимать надо, города заново отстраивать – это куда важнее, чем строительство отдельно взятой дороги в отдельно взятом районе.

Володарцы хоть и опечалились, но признали правоту министра. Тем более, чтобы сгладить им горечь от полученного отказа, Булганин пообещал прислать в колхозы Володарского района 170 голов коров, ранее не имевшейся у нас здесь немецкой породы. И слово свое он сдержал!

Капля камень точит

… Время шло, страна потихоньку вставала на ноги, и в 1953 году четыре друга-володарца снова решили напомнить о себе, вернее, о своей просьбе товарищу Булганину. Но в качестве ходоков они выступать уже не стали, а наладили переписку с секретариатом Булганина от имени Володарского поссовета, председателем которого стал тогда А. А. Пантелеев. Это придавало переписке особый вес, ибо велась она не просто частными лицами с «мужем государевым», а человеком при должности, за которым стоял целый район и его жители.

Вот эта-то переписка, продублированная рукой Степаниды Артемьевны Швецовой – секретарем А. А. Пантелеева и сохранилась в семейном архиве Нины Александровны Ромкиной.

Первое письмо датировано апрелем 1953 года. В нем председатель Володарского поссовета А. А. Пантелеев просит Н. А. Булганина о выделении денег на строительство дороги. Ответ не заставил особо долго ждать, но опечалил, ибо в нем говорилось: «Для постройки 8 километров грунтовой дороги требуются затраты в полтора миллиона рублей, таких денег в стране пока нет…»

Понимая, что капля камень точит, наши земляки не опускают рук, а продолжают начатое ими в 1947 году дело. И вскоре на имя Булганина, к тому времени уже министра обороны СССР, из Володар снова идет письмо, в котором говорится, насколько важна и нужна данная дорога не только для нашего района и области, но и для страны в целом. С аналогичной просьбой со своей стороны обращается в Министерство обороны СССР и командир дислоцировавшегося тогда в Володарах авиационного полка Прокопий Семенович Акуленко. Таким образом, «атака» на Москву ведется уже как бы с двух сторон.

Лед тронулся…

И дело-таки сдвинулось с мертвой точки. В ноябре 1954 года в поссовет Володар приходит письмо от заместителя председателя Совета министров Федорова. В нем сказано: «Вопрос о строительстве дороги Володары – Московское шоссе включен в план строительства на 1955 год».

Казалось бы, цель достигнута, и теперь остается только ждать. Но наши земляки решают подстраховаться и проявляют в этом, надо сказать, «высший пилотаж» политеса и дипломатии. После избрания Булганина в феврале 1955 года председателем Совета министров СССР Александр Александрович Пантелеев как председатель поссовета Володар пишет ему письмо. Начиналось оно словами: «Николай Александрович, от имени ваших соратников и товарищей поздравляю вас с назначением на пост председателя Совета министров СССР…» Далее шли подобающие случаю пожелания, а заканчивалось письмо так: «…Николай Александрович, мы очень извиняемся, но обращаемся к вам с просьбой в оказании содействия в строительстве дороги от Володар до Московского шоссе. Отсутствие данной дороги не дает возможности в осеннее и весеннее время иметь связь с областным центром…». Как видите, и снова все о ней – о дороге!

И письмо это не оказалось гласом вопиющих в пустыне. Уже в марте А. А. Пантелеев получил извещение, подтверждающее, что строительство дороги запланировано на 1955 год.

А дальше начинается уже другая история – само строительство дороги. В те годы председателем Володарского райисполкома была Римма Ивановна Фирсова, с именем которой его в основном (вполне заслуженно) и связывают.

К сожалению, безымянными для нас, нынешнего поколения володарцев, осталось большинство непосредственных строителей дороги: коллектив организации «Дорстрой». Известно лишь, что ее директором был Павел Иванович Горохов, его заместителем – Василий Иванович Федосеев, а мастером был Виктор Пицеев.

Да, непосредственно в процессе строительства ни А. А. Пантелеев, ни А. П. Шишкин, ни И. Т. Тимофеев, ни М. А. Горев участия не принимали, но именно они были теми людьми, кто «пробил» появление дороги, связующей наш город с внешним миром.

На фото: сверху А. П. Шишкин; на среднем фото – М. А. Горев, А. А. Пантелеев, И. Т. Тимофеев; внизу – коллектив строителей дороги, октябрь 1957 год

P.S. Уважаемые земляки, вглядитесь в лица на фотографии. Может, кто узнает своих родных, знакомых и сможет что-то рассказать об этих людях.

Давайте вместе по крупинке соберем неизвестные страницы истории нашего города и его людей.

Автор: Алла Егорова