Т. И. Петрова-Невская – человек известный в нашем районе.

Она талантливая художница. Её работы не похожи на другие, так как она никогда не повторяет чужие идеи, а успешно реализует что-то свое.

Творческие порывы рождают не только оригинальные художественные работы, но и интересные стихи, адресованные самым маленьким читателям. А еще она – автор оригинальных четверостиший-монологов для взрослых. И это ещё не все увлечения творческого человека…

– Тамара Игоревна, очень рада нашей встрече. Не будем скрывать, что уже давно знакомы. Но очень хочется узнать о Вас побольше, познакомить с Вами наших читателей. Расскажите о себе: откуда Вы родом? Кто Ваши родители? И какие самые яркие воспоминания Вашего детства?

– Родилась я в Заполярье, в Мурманске. Имела счастье любоваться прекрасной северной природой с белыми солнечными ночами, собирать на болотах морошку, «загорать» под северным сиянием. С городом на Неве меня тоже связывает большая любовь. Там мои корни по линии отца. Там я провела все свое сознательное детство.

Петрова – моя девичья фамилия, а вот Невская – псевдоним. Взяла его из-за распространенности фамилии. Псевдоним не случаен, так как с Невой связано многое. Мой отец – Игорь Константинович и бабушка – Тамара Павловна (его мама) Петровы родились в Ленинграде. Там они пережили блокаду. Впоследствии отец учился в студии при академии художеств. Прекрасно писал портреты.

С мамой, уроженкой Великого Устюга, он встретился во время службы на Северном флоте. Совсем юной девушкой она была взята на трудовой фронт во время войны. Работала на теплоходе «Николай Васильевич Гоголь». Попадая под бомбежку на Северной Двине, спасала раненых. Ленинградская бабушка была архитектором и писала интересные картины. Она была удивительной, светлым и интеллигентнейшим человеком. Она всячески старалась развивать мои творческие способности. Единственной внучке всегда уделяла много времени, когда родители привозили меня в Ленинград на лето.

Все красоты Питера я впитала в себя уже с трех лет. Частые посещения Эрмитажа, концерты классической музыки, театры, Зимний дворец, Исаакиевский собор… Бабушка читала много детских книг. Особенно я любила стихи наших классиков, легко их запоминала. Впоследствии, когда научилась читать сама, я прочла большую часть зарубежной мировой литературы и почти всю русскую классику. Зачитывалась поэзией Серебряного века, но сама даже не думала писать. Это пришло позже.

– С такими творческими родственниками Вы, наверняка, с самого детства были увлечены рисованием? Свои первые работы помните?

– В два с половиной года я уже крепко держала в руках карандаш… Мама долго хранила эти первые смешные каракули. Самым любимым занятием для меня действительно было рисование. Даже игрушки, которых в то время было совсем немного, меня не привлекали так, как альбом, краски, цветные карандаши. Как же я радовалась, когда мне покупали новый свежий альбом и новые краски! Но было условие: вдрызг изрисовать прежний, и краски непременно должны закончиться полностью. Иногда приходилось хитрить, и остатки темных тонов размывать под струей воды. Любила рисовать прекрасных принцесс с огромными глазами.

Вспоминая свое детство, родилось и это стихотворение под названием «Детский рисунок».

Глаза не вмещались

В пространство овала,

И сил не хватало

У карандаша.

А я рисовала,

Опять рисовала,

Рукой неумелой,

Почти не дыша.

Забыв обо всем,

Над листом колдовала,

Принцессу из сказки

На нем создавала.

Конечно не сразу,

Но все ж возникали

Огромных два глаза

В изящном овале.

И в комнате тесной

Светлее вдруг стало:

Улыбка принцессы

Ее озаряла.

Безжалостно жизнь

Дни за днями тасует.

И вот уже дочь

За столом тем рисует.

Глаза над бумагой

Склонясь, колдовали,

Светлы и огромны

В изящном овале.

– А когда впервые себя почувствовали художником?

– Наверное, после восьмого класса мурманской средней школы, когда я по рекомендации учителя рисования поехала поступать в Нижегородское (тогда Горьковское художественное училище) на живописно-педагогическое отделение. Успешно его закончив, работала педагогом в Дзержинской художественной школе, а впоследствии была рекомендована на должность директора и преподавателя в Смолинскую художественную школу Володарского района.

Школа была небольшой, но очень уютной и красивой, со своим выставочным залом, с витражами на дверях, которые мы создавали вместе с учениками. У нас часто проходили выставки не только детских работ, но и работ самих преподавателей. Я постоянно придумывала что-то новое, чтобы детям было интересно. Так у нас появился свой мини-театр, ведь настоящие художники всегда должны уметь вживаться в образы…

В это время моя старшая дочь, закончив «художку», поступила в Нижегородское театральное училище на кукольное отделение, и мне посчастливилось изучить технологию изготовления тростевых кукол. Какими овациями встречали наши выступления в смолинском ГДО на концертах! Ребята выступали живым планом с изготовленными ими красочными куклами! Мы показывали отрывки из спектакля Александра Островского «Снегурочка».

Моя любимая ученица Маша Кинцурашвили настолько полюбила наш первый театр кукол, что впоследствии выучившись, работает в театре Сергея Образцова в Москве.

Мои ученики – это люди, навсегда заряженные творческой энергией. Конечно, вокруг много негативного, но вот этот творческий импульс им помогает смотреть на жизнь под другим углом. Причем в любой профессии, в жизненных непростых ситуациях, которые имеют место быть.

– Но вернемся к Вашему творчеству. Тамара Игоревна, расскажите про свой творческий путь: как вы поняли, что Вы именно художница и никто другой. И как появились ваши первые стихи?

– Думаю, что путь этот у меня очень долгий, и я все еще на этом пути. Опять-таки, вспоминая свое детство, замечу, что творчество было для меня уходом в свои фантазии от реального мира, уходом от каких-то проблем… И эти фантазии всегда во мне присутствовали: в школе, в период обучения в художественном училище. А еще мне всегда было важно донести свою идею, мечту – быть уникальной и, как сейчас модно говорить, креативной…

Конечно же, я профессиональный художник. Много работаю в жанре психологического портрета. Живопись для меня всегда носит новаторский характер, а мой любимый стиль – романтический реализм. Я участница городских, районных и региональных выставок. Совсем недавно прошла отборочный тур и семь моих работ экспонировались на выставке «Новые имена» в галерее «АРТ-коробка» в Москве.

А еще меня радует, что мои работы находятся в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом. Например, в Испании, Германии, Франции, Италии, Израиле, США, Ливане…

А вот стихи я начала писать уже в зрелом возрасте. В основном лирику, затем и философского содержания. Их стали публиковать во многих газетах. Меня часто отправляли на московские семинары, где однажды известный московский поэт Игорь Ляпин сделал прогноз о том, что я обязательно буду писать интересные стихи. Они были опубликованы в московском альманахе «День поэзии». К слову сказать, туда же были отобрали еще трое нижегородских поэтов. Среди них была Светлана Леонтьева, известная сейчас писательница. Я была удивлена, когда узнала, что в этом альманахе печатались такие знаменитости, как Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский.

Находиться рядом с такими звездами – это было удивительно! Как удивительно было и то, что Игорь Ляпин сказал про меня: «Снимите шляпы, господа! Перед нами поэт». «Неужели это правда?» – подумала я тогда, и это меня вдохновило.

Но триумф скоро закончился, на смену пришли повседневные дела. Только стихи продолжали писаться будто бы сами собой. Постепенно они стали приобретать другие оттенки и качества, в них появилась ирония, затем и легкий юмор.

Вот тут-то и произошла странная метаморфоза! Произошел какой-то внутренний взрыв, и из меня просто посыпались веселые, интересные стихи для детей. Я едва успевала их записывать. Это были не просто зарифмованные строчки. В каждом скрывалась интрига, неожиданность, замешанная на юморе. Я как будто переместилась во времени и пространстве, оказалась в далеком детстве — веселом, озорном и очень добром. Остановиться было невозможно. Стихи появлялись один за другим, процесс этот продолжался долго. Когда стихов было написано достаточно много, я поняла, что они являют собой четкую альтернативу тем образам, порою зловещим и злым, а иногда и бесформенным, которые начали просто высыпаться из экранов и интернета. Хорошо это было или плохо?.. Впоследствии я поняла, что это хорошо, что детям надо прививать культуру, на которой были воспитаны мы. Мысленно к каждому детскому стишку я рисовала смешную иллюстрацию. Эти рисунки очень органично переплетались с текстом. Вот так появилась мое увлечение иллюстрацией… И тогда я задумала написать книгу.

Конечно же, мне хотелось порадовать детей и их родителей, потому что книга явно была бы интересна для семейного чтения. Но идею издать хотя бы один сборник я быстро закрыла – тут нужны немалые средства, полиграфия, краски, иллюстрации.

– Но, насколько я знаю, эта книга стихов все же вышла в свет…

– Да, конечно. На первые мои стихи все же нашелся спонсор, книга вышла в свет. Но право на издания я отдала, потому что мне было достаточно подержать в руках свою авторскую книгу, да еще и с иллюстрациями. Она имела на удивление большой успех. Презентация прошла в областной детской библиотеке Нижнего Новгорода. Пресса широко освещала это событие. Дальше были конкурсы, в основном российские. О них рассказывала газета «Дзержинское время». Я часто в них побеждала, а мои новые стихи тогда печатали на страницах газет.

Стихов становилось все больше и больше, сегодня их насчитывается более двухсот. Конечно же, я мечтала издать еще одну книгу, но не всегда хватает для этих целей средств. А стихи благополучно копятся в папочках и отдыхают в дальнем ящике стола.

Но вот три месяца назад произошло приятное событие. Мне, как художнику, известная московская писательница Анна Князева (сериалы по произведениям который часто демонстрируются на втором канале российского телевидения), предложила нарисовать обложку к своей новой книге. Она сослалась на тот факт, что компьютерная графика всем уже надоела и хочется чего-нибудь «живого». Мы встретились, познакомились, разговорились. Когда же она узнала, что я еще и пишу детские стихи, то очень заинтересовалась этим. Попросила сначала их почитать, а потом прислать несколько стихотворений в Москву. Стихи произвели на нее неизгладимое впечатление. Мне она тогда игриво сказала, что я преступница, потому что такие замечательные стихи дети должны обязательно читать.

Мне она предложила помочь найти литературного агента в Москве, но не получилось! К счастью, мои новые московские коллеги уже не оставляли меня без внимания и предложили принять участие в ежегодном конкурсе имени Корнея Чуковского, учрежденного правительством Москвы. Я решила попробовать. Стихов набралось аж на целых две книжки. Первая – «Бабочка в тапочках» – будет адресована самым маленьким деткам, вторая была написана для более взрослых читателей. Я с головой ушла в работу, подготовила интересные иллюстрации к книгам. Но, к сожалению, не уложилась во временные рамки проводимого конкурса… В настоящее время книги готовы к изданию, ждут своего часа. Я надеюсь, что моя мечта издать их еще осуществится!

– Тамара Игоревна, интересно узнать о Вашей семье. Вы согласны с мнением, что на детях талантливых родителей природа часто отдыхает?

– В моем случае на детях природа совершенно не отдохнула! Старшая дочь окончила Нижегородское театральное училище по специальности актер театра кукол, несколько лет проработала в Дзержинском кукольном театре, а затем уехала на гастроли в Испанию и там так и осталась, поменяла профессию и теперь организует экскурсии для туристов. Младшая дочь Марина Сергеевна Епифанова закончила педагогический университет и в настоящее время успешно работает в районном Доме детского творчества, где преподает ИЗО детям. Она постоянная участница районных, областных и международных конкурсов, где занимает призовые места, а ее творческие наработки и работы ее воспитанников часто отмечаются дипломами.

Старший внук Родион у нас студент математического факультета университета им. Лобачевского, где успешно учится, перешел уже на третий курс. А вот моя младшая внучка – ученица второго класса, уже прекрасно рисует и даже занимает призовые места. А еще девочка пишет фантастический роман о бедном коте, написала целых 300 страниц! Причем на мой вопрос, почему с бедолагой происходит так много несчастий, она ответила: » чтобы держать читателя в напряжении»!

– А как Вы еще реализуете свои идеи и мысли через призму творчества?

– Что же касается моего творчества, то я нашла для себя еще одно направление – создание новых словосочетаний, которые бывают очень емкими, пластичными, лаконичными и забавными. В настоящее время их накопилось более 50 тысяч! Мечтаю издать такой вот своеобразный словарь- острослов.

А еще я люблю сочинять небольшие четверостишья – такие миниатюры-раздумья для взрослых. Они получаются у меня веселого меткого содержания, поэтому их я регулярно выставляю на площадку сайта «Хохмодром», там мои стихи хорошо принимают. Смотрю также, как работают другие, учусь у них. Недавно снова участвовала в творческом конкурсе, и мои стихи-миниатюры уже два раза успешно были опубликованы в московском альманахе под названием «Веселый смех». Еще написала несколько текстов к песням, три песни уже прозвучали в исполнении дзержинской певицы Екатерины Лавровой.

Незадолго до пандемии в Дзержинске проходил зимний конкурс поэтов, в котором я тоже участвовала, став победительницей сразу в нескольких номинациях.

Конечно же, я много работаю, как художник. Мой стиль в изобразительном искусстве многие считают уникальным. Часто искусствоведы даже ломают над ним голову. Особенно большой популярностью пользовалась моя выставка, которая много лет назад прошла в Кремле. По мнению нижегородских искусствоведов, две мои работы «Гончар» и «Мария» по замыслу, идее и теме, — просто не имеют аналогов в мире! А так я работаю в различных направлениях, начиная от романтического реализма до арт-графики.

А еще мне очень нравится писать портреты. Это очень важная и ответственная работа, где нужно уметь передавать настроение человека, его психологические особенности. Работа эта очень интересная и захватывающая. В настоящее время творю триптих «Притяжение», где главной темой проходит романтика и любовь. Это заказная работа, две из них уже приобрела моя потенциальная заказчика, третья работа пока еще не дописана.

Очень приятно, что многие мои работы приобретаются в частные коллекции, пишутся под заказ и нравятся людям, которые утверждают, что у меня в искусстве свой неповторимый стиль, свое лицо. И я, безусловно, рада, что могла сказать свое слово в искусстве живописи и писательской деятельности.

– Каждый художник – уникальная личность, чувственная натура. Всегда интересно узнать образ их мысли, понять, как они видят мир, как складывается их личная жизнь? И счастливы ли творцы?

– Как складывается моя личная жизнь? Знаете, она заключается в служении искусству! В настоящее время я живу без второй половинки, так получилось… И это меня нисколько не смущает, скорее наоборот. Я даже рада тому, что никто не отвлекает меня от творчества. Я по-своему счастлива, радуюсь каждому прожитому и наступившему дню, и, знаете, все больше и больше убеждаюсь, что была права, когда написала: «Изменит друг, но не изменят никогда перо, бумага, краски и мольберт!». Я всегда в тонусе. Потому что в этой жизни могу полагаться только на себя. А еще стараюсь свою жизнь и свое творчество пропускать через юмор. И это у меня неплохо получается! Главное, никогда не терять вкус к жизни!

– Большое спасибо, Тамара Игоревна, за интересную беседу. Творческих Вам успехов, пусть жизнь дарит свои самые яркие и радостные краски!

Автор: Татьяна Бакланова

Источник: https://moyaokruga.ru/gazetaznamia/Articles.aspx?articleId=547864