Обрушившаяся на нас в 2020 году коронавирусная инфекция стала настоящим испытанием на прочность и профессионализм для работников многих сфер деятельности.

В том числе, служб занятости. Ведь первая волна пандемии в 2020 году оставили многих людей без работы и заработка, что незамедлительно дало значительный рост числа безработных и увеличило нагрузку на службы занятости. Так было по всей стране. Так было и в нашем, Володарском районе.

«Говорящие» цифры

Как рассказала нам директор районного Центра занятости населения Галина Александровна Белянцева, если на конец марта 2020 года на учете в Центре занятости стояло 57 безработных, то на конец апреля – уже более 190, в августе – 525 (!). То есть за каких-то полгода уровень безработицы в районе вырос в десять раз!

Нелегко тогда пришлось работникам Центра занятости. Но справились, сдюжили. И уже на первое февраля 2021 года безработных в районе осталось 309, а на первое февраля нынешнего года – 46, то есть как в допандемийное время. Разумеется, огромную роль в этом сыграло снятие действовавших в первую волну пандемии ограничительных мер, что позволило людям вернуться к тому, чем они раньше зарабатывали на жизнь. Но многим пришлось сменить работу, и вот тут как раз с хорошей, дееспособной стороны проявил себя Центр занятости: благодаря именно его специалистам, многие люди, оставшиеся в 2020 году без работы, ее к нынешнему дню обрели.

Несоответствие спроса и предложений

Итак, сейчас у нас в районе 45 зарегистрированных безработных. И это на 25 тысяч 578 человек трудоспособного населения района. «Не критично!», – скажете вы. Особенно, если учесть, что в базе данных Володарского Центра занятости имеется более 800 вакансий, представленных 80-ю работодателями. При таком «раскладе», когда предложение значительно превышает спрос, казалось бы, безработных быть вообще не должно. Так откуда они все-таки берутся?!

Виной тому, как пояснила директор ЦЗН, несоответствие между спросом и предложением.

– У нас порядка семидесяти процентов вакансий – рабочие профессии, и лишь тридцать процентов – для служащих, – рассказывает Галина Александровна. – И это в то время, как шестьдесят процентов стоящих на учете безработных – женщины, причем сорок процентов из них имеют высшее образование, пятьдесят один процент – среднее профессиональное.

То есть на тридцать процентов вакансий для служащих восемьдесят процентов безработных с образованием – видите, какой дисбаланс. А мы должны предлагать людям работу, соответствующую их образованию, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Тринадцать процентов наших безработных – люди предпенсионного возраста, которым тоже предложишь далеко не любую вакансию, учитывая то же состояние здоровья.

Очень непросто бывает трудоустроить и людей из удаленных поселений, куда редко ходит общественный транспорт, а своего у них нет, – продолжает Г. А. Белянцева. – Мы прекрасно понимаем, что человеку, проживающему в таких поселках как Фролищи или Центральный, даже при наличии восьмисот вакансий в районе, очень трудно добраться на работу, например, в Решетиху, Володарск… А мы нацелены на индивидуальный подход, для нас очень важно не просто трудоустроить человека, а трудоустроить так, чтобы он получал от работы удовлетворение – по возможности и материальное, и психологическое. К сожалению, на сегодня не для каждого нашего безработного в нашей базе имеется подходящая ему вакансия. Отсюда и есть хоть и незначительный, но все-таки уровень безработицы по нашему району.

Важен каждый человек

А не является ли этот небольшой уровень нынешней безработицы основанием для несколько расслабленного состояния сотрудников Центра занятости, некой успокоенности, особенно если учесть, что последние полтора года им приходилось работать в очень жестком, авральном режиме? Спрашиваю об этом у руководителя ЦЗН, и вижу на лице Галины Александровны даже некоторую обиду:

– Мы, сотрудники служб занятости, наверное, лучше, чем кто-либо другой понимаем людей, оставшихся без работы, и встающих к нам на учет, – говорит Г. А. Белянцева. – Для них это стресс, шок! И потому, что остаются без средств к существованию, и потому, что чувствуют профессиональную невостребованность – а это для многих людей очень болезненно. Поэтому пока в нашей базе есть хоть один безработный, ни о какой расслабленности, успокоенности со стороны наших сотрудников не может даже идти речи. Мы боль каждого человека пропускаем через себя и всеми имеющимися в нашем «арсенале» способами пытаемся им помочь.

Эффективная площадка по поиску работы

Одной из форм содействия гражданам в трудоустройстве являются ярмарки вакансий рабочих мест. Это мероприятие, на котором люди ищущие работу могут встретиться сразу с несколькими работодателями, задать им вопросы по той или иной вакансии, уточнить нюансы условий труда, уровень заработной платы, «набор» социального пакета…

Или уже не могут? Или могут, но не все? Так как теперь ярмарки вакансий все чаще проводятся в онлайн-режиме, и далеко не все безработные с компьютером и Интернетом на «ты», а некоторые даже не имеют компьютеров? Так не утратили ли ярмарки вакансий в связи с нынешней дистанционностью актуальности, востребованы ли они у работодателей и людей, ищущих работу, помогают ли реально этим сторонам обрести друг друга?! Рассказать об этом мы попросили Г. А. Белянцеву, опираясь на результаты последней ярмарки вакансий, прошедшей в нашем районе в середине февраля.

– Да, ранее мы проводили ярмарки вакансий в помещении Центра занятости в форме круглого стола: приглашали работодателей, тех, кто ищет работу, и диалог между сторонами шел очно, «глаза в глаза», – рассказывает Галина Александровна. – Реалии времени, вынудившие нас перейти к проведению ярмарок вакансий в дистанционном режиме, через Интернет, дали нам толчок в освоении новых информационных технологий, позволили службе занятости шагать в ногу с современными способами взаимодействия, что не отразилось на качестве подобных мероприятий. Ярмарки вакансий по-прежнему остаются активной и очень эффективной площадкой по поиску и нахождению гражданами работы. Ведь в онлайн-режиме граждане могут получить от работодателей, сотрудников Центра занятости, находящихся по другую сторону экрана, ту же самую информацию, что получали, приходя в Центр занятости. И для многих такая форма мероприятия даже удобнее, так как не надо никуда ехать, идти: задаешь все интересующие тебя вопросы, не выходя из дома, и тут же получаешь на них ответы специалистов, проходишь онлайн-собеседование, получаешь советы, как правильно искать работу, новейшую информацию о тех или иных изменениях в законодательстве, касающихся вопросов занятости… На мой взгляд, это очень удобно.

Что же касается стоящих у нас на учете граждан, у которых дома нет Интернета или по каким-либо причинам они не могли подключиться к онлайн-ярмарке, мы приглашали их непосредственно к нам – в Центр занятости и предоставляли нашу технику для участия в ярмарке. Таких граждан немного было, но были. В целом же, февральскую онлайн-ярмарку вакансий посетили 33 человека, ищущих работу, а вакансий было предложено более 330 работодателями. Эти цифры, на мой взгляд, говорят о том, что такие мероприятия нужно организовывать. Тем более, что зайти на них, то есть подключиться к онлайн-ярмарке могут все желающие – у нас ограничений по подключению нет. Работу ведь искать могут не только стоящие у нас на учете безработные, но и люди, просто желающие работу сменить, и в этом дистанционная ярмарка вакансий может оказать им реальную помощь.

Нужно реально оценивать себя и рынок труда

Во время нашего разговора Галина Александровна упомянула, что 20 процентов из ныне стоящих на учете в ЦЗН безработных уже более года «стремятся возобновить свою трудовую деятельность», но пока тщетно.

Может, это люди, которые просто не хотят работать и им удобнее как можно дольше стоять на учете? Или люди с завышенным самомнением и планкой требований к новому месту работы?

В целом моя собеседница не одобряет и не соглашается с этим предположением. Однако и не отвергает его категорически, ибо ее богатый опыт общения с безработными показывает, что порой встречаются среди них люди, запросы которых в поиске работы в нашем районе удовлетворить крайне проблематично, в районе просто-напросто нет таких не только вакансий, а вообще рабочих мест, должностей.

– При поиске работы очень важно, чтобы человек реально оценивал ситуацию, потребности в трудовых кадрах района, где он проживает, – говорит Галина Александровна. – Да, у нас в районе, к сожалению, возможно себя реализовать далеко не в каждой сфере, и, если человек хочет работать именно в таких сферах, куда у нас трудоустроиться возможности нет, он должен рассматривать в качестве места работы такие крупные города как Дзержинск, Нижний Новгород – там вакансий больше и они разнообразнее. Если же по каким-либо причинам человек ездить далеко от места проживания на работу не может, наверное, будет правильнее, если он опустит планку своих запросов, посмотрит, какие более-менее подходящее для него вакансии имеются рядом, и трудоустроится. Так он хотя бы синицу в руках иметь будет.

Стоять на учете в Центре занятости и получать пособие по безработице люди не могут бесконечно. Так что лучше: ждать журавля в небе и не быть трудоустроенным или все-таки трудоустроиться и спокойно продолжать ловить журавля, то есть искать работу своей мечты – этому же никто мешать не будет?! Сейчас к вакансиям свободный доступ у каждого гражданина. Заходите на портал «Работа в России» и действуйте!

Оптимистичный взгляд в будущее

Вообще от безработицы не застрахован никто. Иногда чуть ли не в одночасье закрываются предприятия, организации, еще вчера считавшиеся успешными, и работавшие там люди оказываются не у дел. Иногда не нужными на предприятиях становятся те или иные должности… Обстоятельств может быть очень много… Есть ли в Володарском Центре занятости какие-либо прогнозы на ближайшее будущее по состоянию рынка труда в районе? К чему трудоспособному населению себя готовить?

– Анализ рынка труда показывает то, что сегодня он у нас стабилен, – говорит Г. А. Белянцева. – Предприятия, организации в районе работают в штатном режиме, массовых увольнений по мероприятиям высвобождения и сокращения не планируется. Ни одна из районных организаций не сообщает о вводе неполного рабочего времени, приостановке производств… Более того, сегодня на территории нашего района реализуется инвестиционный проект, в рамках которого в район должны прийти новые предприятия, а это новые рабочие места, новые вакансии. Мы готовы к тесному сотрудничеству с этими предприятиями. Но при всем этом надо понимать, что рынок труда в общем очень чувствителен к глобальным процессам, происходящим в стране, в связи с чем и рынок труда отдельно взятой территории также незамедлительно отреагирует как на положительные, так и негативные изменения. Но давайте все же смотреть вперед с оптимизмом!

Автор: Алла Егорова

Источник: https://moyaokruga.ru/gazetaznamia/Articles.aspx?articleId=518578