Система образования была, есть и остается одной из самых важных, нужных и динамично развивающихся сфер жизнедеятельности Володарского района.

И хотя пандемия коронавируса внесла свои коррективы в учебный процесс, педагогам района в самые короткие сроки удалось отработать новые методики онлайн-обучения и при этом сохранить высокое качество образования. О том, какими достижениями можно гордиться и какие остались проблемы и нерешенные задачи, мы побеседовали с начальником управления образования администрации Володарского муниципального района Натальей Соловьевой.

 

– Наталья Геннадьевна, несмотря на то, что учебный год не совпадает с рамками календарного года, расскажите, как прошел 2021 год для управления образования, педагогов и школьников. Интересно также узнать, как реализуются в районе национальные проекты в сфере образования?

– Для начала напомню, что в районе функционирует сеть образовательных организаций, которая включает 16 дошкольных, 13 общеобразовательных и 2 организации дополнительного образования. Для подрастаю-щего поколения созданы максимально современные условия для образования, творчества и занятий спортом. Успешно реализуются в районе национальные проекты и входящие в них программы. Например, в рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в образовательных организациях обеспечены бесплатным питанием дети с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся 1-4 классов.

В ходе реализации проекта «Современная школа» в начале 2020-2021 учебного года на базе средних школ № 8 п. Новосмолинский и № 3 п. Ильиногорск были открыты Центры образования «Точка роста». Теперь таких центров в районе четыре.

В 2021 году в средней школе № 9 поселка Мулино проходила реализация проекта «Цифровая образовательная среда», благодаря которому школа получила от министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области компьютерную технику и интерактивную панель для организации учебного процесса. В этом году в данном проекте примут участие средняя школа № 5 поселка Центральный и основная общеобразовательная школа № 11, находящаяся в поселке Ильино.

В рамках проекта «Успех каждого ребенка» проводились мероприятия регионального опорного центра «Вега». Муниципальным опорным центром, которым является Дом детского творчества, совместно с образовательными организациями была продолжена работа по наполнению Навигатора дополнительного образования, в том числе связанная с созданием в прошлом году новых мест дополнительного образования в главном здании ДДТ и средней школе № 2 поселка Решетиха. А вот проект «Учитель будущего» призван повышать профессиональное мастерство педагогических работников в формате непрерывного образования. И в этом году планируется освоение новой каскадной модели повышения квалификации Академии Минпросвещения РФ.

– В последнее время в прессе много внимания уделяется дополнительному образованию, как сфере высокого уровня инновационной активности, и которое также считается наиболее эффективной формой развития способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей. А как обстоят дела у нас?

– Система дополнительного образования в 2021 году была представлена двумя учреждениями – Домом детского творчества и Детским оздоровительно-образовательным центром «Энергетик». В 2021 году охват детей программами дополнительного образования в ДДТ составил 1140 человек, из них по сертификатам персонифицированного финансирования обучался 1121 ребенок. Выдано 3652 сертификата учета для обучения по программам дополнительного образования детей от 5 до 18 лет (совместно с учреждениями культуры и спорта). Большая работа велась на региональном информационном портале «Навигатор дополнительного образования детей Нижегородской области». Эту деятельность предстоит продолжить и в 2022 году. Замечу также, что Дом детского творчества обеспечивает реализацию более 30 программ по самым разным направлениям – техническому, физкультурно-спортивному, художественному, социально-гуманитарному, туристско-краеведческому.

В 2021 году педагоги дополнительного образования и обучающиеся ДДТ принимали

участие в акциях, конкурсах и фестивалях различного уровня, завоевывая при этом первые и призовые места.

В результате можно говорить, что общее и дополнительное образование становятся частями цельного образовательного процесса, являясь взаимодополняющими компонентами.

– Элементом общероссийской системы оценки качества образования сегодня является государственная итоговая аттестация учащихся 9 и 11 классов, которая дает независимую оценку знаний выпускников и оценку качества труда учителей. В этом направлении нам есть чем гордиться?

– Аттестаты с отличием в 2021 году получили 20 выпускников 9 классов. По сравнению с 2020 годом повышены результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку, физике и химии. Причем 24 выпускника 11 классов из «Гимназии № 1» и школ № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 получили на ЕГЭ результаты выше 90 баллов. Порадовали нас 100-бальные результаты Светланы Ачкасовой из средней школы № 1 по обществознанию и Альбины Бойко из «Гимназии № 1» по физике.

В прошлом учебном году аттестат с отличием получил 21 выпускник средней школы, в 2020 году их было вдвое меньше. Проблема повышения качества образования остается одной из самых важных в нашей деятельности.

Успешно осуществляется в районе работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в условиях муниципальной системы образования.

Традиционные мероприятия: научно-практические конференции «Я – исследователь» и «Путь в науку», акция «Отлично» от главы местного самоуправления», муниципальный конкурс «Ученик года», интернет-конкурсы «Информашка», «Страноведение» дают возможность обучающимся школ района проявлять свои способности в предоставлении конкурсных материалов, выступлений. На базе образовательных организаций в 2021 году успешно прошли школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады школьников. Причем четверо учащихся 10 классов были приглашены для участия в региональном этапе – это ученица школы № 3 Ольга Салова, Рейда Илина из школы № 9, которые демонстрировали свои знания по литературе, учащийся школы № 5 Виталий Лукичев – по английскому языку, ученица школы № 3 Софья Гусева – по обществознанию.

Достижения обучающихся в учебе, спорте, конкурсах, олимпиадах и общественной жизни ежегодно отмечаются депутатами Земского собрания и главой местного самоуправления Володарского муниципального района в рамках вручения грантов одаренным детям. Всего за 2021 год гранты депутатов Земского собрания были вручены 24 обучающимся и 33 школьника получили гранты управления образования. Имена 22 выпускников образовательных организаций района, имеющих значимые достижения в учебе, внесены в электронную Книгу Почета учащихся «Одаренные дети – будущее России».

Также добавлю, что учащиеся школ района традиционно принимают участие в творческих конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

– Наталья Геннадьевна, не отстают от учащихся и их наставники – педагоги, ведь в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством учителя становится умение учиться.

– Да, конечно, стимулирование роста профессионального уровня педагогов – одно из важных направлений деятельности управления образования.

Напомню, что в общеобразовательных организациях Володарского района в 2021 году работали 547 человек, из них 330 педагогических работников.

Действительно, педагогу необходимо уметь быстро и гибко реагировать на новые вызовы в условиях системных изменений в сфере образования, оперативно находить векторы развития своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», федеральными государственными стартами нового поколения.

Курсы повышения квалификации и переподготовку в 2021 году прошли 65 процентов педагогических и руководящих работников, а за последние три года курсы повышения квалификации или переподготовку прошли 94 процента педагогических и руководящих работников.

Стимулированием роста профессионального уровня педагогов является также конкурс профессионального мастерства «ПРОФИ». В 2021 году в нем приняли участие 20 педагогов, которые соперничали друг с другом по пяти номинациям. Например, молодые специалисты прошли испытания в номинации «Дебют». Победители муниципального конкурса

«ПРОФИ-2021» были отмечены благодарственными письмами администрации Володарского района и ценными подарками от управления образования.

Участником регионального этапа конкурса «Серафимовский учитель» стала Марина Александровна Дик – учитель средней школы № 7 поселка Фролищи. Ее работа отмечена специальным призом конкурса.

– Не могу не поинтересоваться и вашими планами на будущее.

– Впереди у нас большие планы. Будем продолжать работу по вовлечению в систему дополнительного образования детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, расширяя спектр кружков и секций Дома детского творчества и школ. Также будем активно включать образовательные организации в

программы капитального ремонта и строительство новых зданий, как, например, строительство новой школы на 500 мест в Володарске.

В 2022 году планируются к открытию Центры образования естественно-научной и технологической направленности «Точки роста» в школах № 2 поселка Решетиха, № 6 поселка Смолино и № 9 поселка Мулино.

Конечно же, продолжим работать над повышением профессионального мастерства руководящих и педагогических работников. В наших планах и увеличение доли молодых педагогов образовательных организаций в возрасте до 35 лет, в том числе за счет целевого обучения выпускников образовательных организаций в вузах Нижегородской области, участия в федеральной программе «Земский учитель», подпрограмме «Улучшение жилищных условий» государственной программы «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области» и многое другое.

– Спасибо, Наталья Геннадьевна, за интересное и содержательное интервью. И пусть все мечты реализуются, а планы непременно осуществятся.

Автор: Татьяна Бакланова

Источник: https://moyaokruga.ru/gazetaznamia/Articles.aspx?articleId=511181