Волею сложившихся обстоятельств в далеком 1946 году четырнадцатилетняя девочка Настя приехала с семьей в поселок Володары, и с тех пор жизнь ее связана исключительно с нашим краем.

Сейчас ветерану труда, труженице тыла Анастасии Васильевне Рыбачковой (Сазановой ) – 89 лет. Ясный ум, светлая память, неиссякаемая любознательность, а также оптимистический настрой к жизни и позитивное отношение к людям отличают эту женщину, а ведь судьба не всегда была к ней благосклонна…

В канун юбилея Володарска мы сочли более чем уместным рассказать нашим читателям об Анастасии Васильевне. Вы узнаете много интересного и о самом городе, и его жителях уходящих от нас все дальше лет.

Все у девчонки спорилось в руках

… Восьмого мая 1932 года у Василия Александровича и Марии Васильевны Рыбачковых родился первый ребенок – девочка. Назвали ее Настенькой. Жила семья Рыбачковых тогда в деревне Чубалово Павловского района, и оба родителя Насти трудились в колхозе. Мария Васильевна – на полеводческих работах, Василий Александрович – овощеводом, а также выпускал, как бы сейчас сказали, корпоративную стенную газету, так как был грамотным, хорошо рисовал и умел рифмовать строчки.

Настя росла девочкой любознательной, смышленой и… работящей. Все у нее в руках спорилось: и по дому, и на огороде, и со скотиной.

Война началась когда девочка окончила первый класс. Отца взяли на фронт, мама целыми днями пропадала в колхозе, и все домашнее хозяйство, а также пригляд за младшенькими – у нее уже были две сестренки и братишка – легли на хрупкие девичьи плечики. Скоро к этому добавилась и работа в колхозе. Колхоз был большой, а работать в войну стало практически некому.

«В 1944 году я закончила четыре класса и официально стала звеньевой в колхозе, – вспоминает Анастасия Васильевна. – В моем звене были девочки и только один мальчик, но и он хроменький. Мы и пололи, и поливали, и окучивали – все делали, что заставляли. Но сложнее всего было, пожалуй, носить воду для поливки рассады. Деревня наша стояла высоко над речкой. В мирное время воду для полива на лошадях возили. А в войну всех лошадей из колхоза забрали. Вот мы, дети, в ведрах на коромыслах из-под горы воду и таскали. Тяжело было, но тогда об этом не думали…».

Приезд в наши края

… Семье Рыбачковых повезло. Хоть и израненным, но живым пришел глава семьи с войны. Причем списали Василия Александровича еще в 1943 году, после того, как он под Старой Руссой, возвращаясь из разведки, подорвался на мине. Дома отлеживаться и залечивать раны было ему некогда. Сразу пошел работать в колхоз.

Однако к 1945 году в колхозе не осталось не только лошадей, но и коров. Урожай собрали, но весь его у колхоза забрали, ничего не оставив деревне даже на семенной фонд. То есть сажать было нечего, и работы в колхозе не оставалось. Нужно было думать, как жить дальше.

Через двоюродную сестру, которая к тому времени уже жила в Володарах, Василий Александрович узнал, что при аэродроме, где служил ее муж, есть подсобное хозяйство, и сорвался с семьей с насиженного места.

«Здесь папанька (так Анастасия Васильевна называет отца – авт.) устроился в подсобное хозяйство конюхом – он очень любил лошадей и умел с ними управляться, мама стала дояркой, а я пошла в пятый класс в первую (потом она была 41-й, сейчас снова 1-я – авт.) школу, – вспоминает А. В. Рыбачкова (Сазанова). – Учеба мне сначала давалась тяжеловато, ведь еще в 1944 году закончила образование. Но потихоньку наверстала упущенное. Помогло, что я очень любила читать, а также то, что учителя в то время не жалели на нас ни времени, ни сил: оставались с нами после уроков, не по разу в доходчивой форме объясняли материал».

Среди педагогов, у которых Анастасии Васильевне пришлось учиться в школе № 1, она хорошо запомнила Зою Николаевну Знаменскую – учителя по русскому и литературе, Лидию Алексеевну Тараканову – по математике, Валентину Федоровну Хоролич – по химии, Антонину Васильевну Ронжину – по географии. Ну и, конечно же, директора школы Марию Артемьевну Корчагину, которая была непререкаемым авторитетом для всех, даже самых хулиганистых мальчишек.

В первой школе Анастасия Васильевна закончила восемь классов, а потом была вынуждена перейти в «вечерку». Дело в том, что в те годы обучение в старших классах в средних школах было платным.

Дело жизни – библиотека

Не помнит уже Анастасия Васильевна, как так получилось, кто поспособствовал, но после окончания школы ее взяли работать в райком партии в сектор партийного учета, и проработала она там четыре года, параллельно обучаясь в Борском библиотечном техникуме.

Располагался тогда райком в бывшей даче Бугрова (позже там разместился Дом пионеров, а сейчас находится краеведческий музей). Его первым секретарем был Геннадий Александрович Комаров, вторым – Алексей Фёдорович Катраев, третьим – Нина Ивановна Карпова.

Душевные, хорошие люди работали тогда в райкоме, не было в них никакого снобизма, противопоставления себя простому народу. Комфортно чувствовала себя девушка среди партийных лидеров района, но как только получила образование, пошла работать по специальности – в библиотеку мельзавода № 4 и 5 (в народе – «мельничной»).

Когда А. В. Рыбачкова пришла в мельничную библиотеку, её фонд состоял всего из четырехсот книг, и теснилась она в небольшом помещении над Бугровским магазином (сейчас там магазин птицефабрики «Сеймовская»). Там же находились завком предприятия, бюро комсомола и кабинет директора.

Со свойственным ей энтузиазмом и задором взялась девушка за дело. И скоро фонд библиотеки стал расти и пополняться такими новинками, каких не было даже в городской библиотеке. Обаяние, открытость Анастасии Васильевны притягивали к ней людей и способствовали в том числе и пополнению фонда. Например, очень помогала ставшая подругой директор «Когиза» (был в Володарске такой замечательный книжный магазин – авт.): она всегда в первую очередь информировала молоденькую «библиотекаршу» о поступавших в магазин самых интересных книжных новинках.

В общем, в скором времени А. В. Рыбачкова развернулась так, что на занимаемых площадях библиотеке стало тесно, и ее перевели в более просторное помещение, на второй этаж клуба Карла Маркса. Там находился тогда и Володарский райком комсомола. Одна из его секретарей тех лет – Людмила Уторникова очень любила читать, постоянно забегала в библиотеку и обсуждала прочитанные книги с Анастасией Васильевной – так они и сдружились.

…Чтобы рабочим удобнее было пользоваться услугами библиотеки и посещение ее не требовало дополнительного времени, Анастасия Васильевна во всех цехах мельзавода организовала так называемые «передвижки». А в теплое время года сама в обеденный перерыв постоянно выходила на территорию завода и в скверике, где любили отдыхать рабочие, знакомила их с книжными и журнальными новинками, проводила беседы. Нередко темы для беседы «подкидывали» ей сами рабочие и всегда с удовольствием слушали девушку, брали читать книги, о которых она рассказывала.

Никогда библиотека у А. В. Рыбачковой не пустовала. Частыми и желанными гостями были там и ученики 41-й школы. Анастасия Васильевна вообще очень тесно работала с этой школой и вместе с ее директором Марией Артемьевной Корчагиной и завучем по воспитательной работе Евгенией Григорьевной Углицких, устраивала для старшеклассников различные конференции, диспуты по книгам. А в летние месяцы она обязательно работала в пионерском лагере имени Аркадия Гайдара и там приобщала ребятню к чтению.

Более 35 лет жизни отдала Анастасия Васильевна Рыбачкова «мельничной» библиотеке. Было время – предлагали ей возглавить городскую библиотеку, но она даже помыслить не могла о том, чтобы изменить своей. И не изменила – так и ушла оттуда на пенсию.

«Говорит Володарск!»

Однако надо сказать, что только работой библиотекарем деятельность А. В. Рыбачковой никогда не ограничивалась. Именно она стала первым диктором нашего городского радио (да, было когда-то у нас и это!.. – авт.). И помнит, с каким волнением произносила: «Говорит Володарск».

«Радио тогда организовал секретарь парткома четвертого мельзавода Михаил Андреевич Горев, – вспоминает Анастасия Васильевна, – и меня сделали там диктором. Но не просто так посадили, а посылали на специальные курсы, где меня учили правильным ударениям, дикции, чтобы каждое слово было понятным. Дали нам тогда на программу час времени, а выходили мы раз в неделю. Рассказывали о событиях в городе, на его предприятиях, в организациях, знакомили с передовиками производства. Над подготовкой программы работали несколько человек, и везде люди имелись, которые снабжали нас информацией. Интересно было».

С песнями и плясками по городам и весям

…Интересно было Анастасии Васильевне участвовать и в самодеятельности, ездить в составе агитбригады по городам и весям тогда еще Горьковской области.

В сороковые – начале семидесятых годов прошлого века очагом культуры в Володарске был клуб им. Карла Маркса. Каких только студий, кружков, секций при нем не работало! Народ там толпился с утра до ночи, и каждый находил дело по душе. Будучи еще пятиклассницей, пришла туда и Настя с подругой Валей записываться в хор.

«Были мы маленькие – в чем только душа держалась, одетые бедно, – рассказывает Анастасия Васильевна. – И стали мы петь: я вторым голосом, а Валя – первым. Руководителем хора был тогда Евгений Васильевич Чалков, и на баяне он играл. А потом, когда при клубе открыли танцевальный сектор, и его возглавила выпускница Нижегородской балетной школы Майя Васильевна Потапова, я серьезно занялась танцами. Моим партнером по танцам был Лева Малов. И в пьесах мы вместе с ним часто играли, так как занимались еще и в драматическом кружке, который вела Клавдия Ивановна Дарищева. Сильная тогда в нашем клубе была самодеятельность. И мы нашей агитбригадой объехали всю Горьковскую область: все колхозы, совхозы, воинские части. И пели, и танцевали, и стихи читали, и сценки разные ставили. С агитбригадой ездила машина с киноустановкой. Мы давали концерты, а потом людям показывали кино. Директором клуба Карла Маркса в то время был Александр Антонович Курашин. Помню, он еще массовые гулянья организовывал: в дубовой роще или на берегу затона. И столько народа на эти гулянья со всего города сходилось, сейчас ни на одном празднике столько не увидишь. Тогда люди на все время находили: и на работу, и на семью, и на чтение, и на занятие в кружках, и на отдых… Жизнь интересная у нас была, чудо прямо!»

…Рассказывая об интересной жизни в Володарске пятидесятых-шестидесятых годов, Анастасия Васильевна вспомнила и про стадион «Урожай», который находился в Передельново и собирал на футбольные матчи целые «трибуны» народа. «Мой брат Вася в футбольной команде состоял, и мы с мужем часто на футбол ходили. На него вообще почти весь город собирался», – рассказывает А. В. Рыбачкова.

Да, к этому времени Анастасия Васильевна вышла замуж. Много ухажеров было у веселой плясуньи с лукавыми глазами, в том числе из летного офицерского состава, но долгое время никто не приходился ей по сердцу. А потом вдруг появился Герман Дмитриевич Сазанов, и сердце девушки растаяло… Так Анастасия Васильевна стала Сазановой, тем не менее в Володарске ее знают именно как Рыбачкову, поэтому и мы называем ее девичьей фамилией.

… Выйдя на заслуженный отдых, Анастасия Васильевна не смогла сидеть дома и устроилась на мельзавод в… охрану. А потом стала подрабатывать в соцзащите, нести добро людям: ухаживала за бабушками, с которыми другие работать не хотели – слишком уж тяжелые характеры у них были.

«Пять человек их у меня было, каждая со своей непростой судьбой, а потому и с норовом. Но я как-то умела найти к ним подход и справлялась. Ладили мы с ними, одним словом», – говорит Анастасия Васильевна.

…Так сложилось, что на старости лет А. В. Рыбачкова (Сазанова) проживает одна. На улицу выходит все реже – с четвертого этажа тяжело спускаться, тем более с больными ногами: несколько лет назад она попала под колеса автобуса по вине поддатого водителя, который отделался годом условного наказания. Но на День Победы приходит обязательно, не смотря ни на недомогания, ни на плохую погоду – для нее это святой праздник.

Чтоб поддерживать свой мозг и память в хорошем «рабочем» состоянии, Анастасия Васильевна по-прежнему много читает и разгадывает кроссворды. Да, маловато становится живого общения, но она никогда не предается унынию и отчаянию. Тем более, что есть у нее на этой земле свет в окошке: это внук Никита, который живет отдельно, у него уже своя семья, но он не забывает бабушку, заботится о ней…

«А помогает ли Вам соцзащита, в которой Вы когда-то подрабатывали?», – интересуюсь у Анастасии Васильевны.

«Когда лежала с перебитыми ногами, ходили, помогали, а сейчас обхожусь своими силами и помощью Никиты, – говорит А. В. Рыбачкова. – Я так считаю: пока человек в состоянии обходиться без посторонней помощи, он не должен за ней обращаться, а должен потихоньку делать все сам, чтобы как можно дольше оставаться в форме и радоваться жизни».

Источник: https://moyaokruga.ru/gazetaznamia/Articles.aspx?articleId=461169